ещё
свернуть
Все статьи номера
7
Июнь 2016года
ЗАКАЗЧИКУ
Сфера применения Закона о КС

Как и когда использовать типовые контракты. Рабочая ситуация

Порядок разработки типовых контрактов Правительство РФ утвердило постановлением от 02.07.2014 № 606 (далее — Правила). Первые шаблоны появились в ЕИС 29 апреля 2016 г. У заказчиков возникло немало вопросов: кто должен их применять, с какого времени и в каких случаях. Мы разобрались в них. Вот наше заключение.

Какие типовые контракты утверждены

На момент подготовки номера в печатьМинюст утвердил и зарегистрировал 4 нормативных акта, устанавливающих типовые условия контрактов. Обратите внимание, что заключать контракты на основе утвержденных шаблонов заказчики обязаны по истечении 30 календарных дней после дня их размещения ЕИС (п. 15 Правил). Но при этом не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта того органа, который утвердил типовой контракт (типовые условия контракта).

ВАЖНО!
Таким образом, применять новые образцы контрактов для закупок образовательных услуг и медицинских изделий, размещенные в ЕИС в конце апреля, заказчики обязаны с 30 мая 2016 г..

Образцы контрактов можно найти в библиотеке информационной системы на сайте www.zakupki.gov (вкладка «Информация о контрактах и договорах») и на портале www.pro-goszakaz.ru.

№ ДокументЗарегистрирован в Минюсте РФРазмещен в ЕИСПредмет контрактаКод ОКПД2НМЦК, иные условия применения
1Приказ Минтруда
России
от 29.10.2015
№ 797н
25.12.201529.04.2016Оказание образовательных
услуг по профессиональной
переподготовке (повышению квалификации) федеральных государственных
гражданских служащих
85.23.11.000
85.21.12.000
При любом размере
НМЦК
2Приказ Минздрава
России
от 15.10.2015
№ 724н
21.03.201629.04.2016Поставка медицинских
изделий.

Ввод в эксплуатацию
медицинских изделий.

Обучение правилам
эксплуатации специалистов,
эксплуатирующих
медицинские изделия,
и специалистов,
осуществляющих
техническое обслуживание
медицинских изделий
32.50.30.110
32.50.21.121
32.50.13.190
32.50.21.110
32.50.22.190
32.50.21.112
26.60.12.140
26.60.11.110
26.60.11.130
26.60.11.120
26.60.12.120
26.60.12.110
26.60.12.130
32.50.22.110
32.50.21.112
32.50.13.120
32.50.11.000
26.60.13.190
26.60.13.140
32.50.12.000
При цене контракта
свыше 100 тыс. руб.
не применяется
в отношении
закупок по
государственному
оборонному заказу
3Приказ
Минобрнауки
России
от 21.10.2015
№ 1180
31.12.2015-Выполнение
научно-исследовательских,
опытно-конструкторских
и технологических работ.

Типовые условия контракта
при использовании результатов интеллектуальной деятельности,
включаемых в контракты
на выполнение работ,
оказание услуг
72
85
90
91
Применяются
в случае, если
в результате
выполнения работ
или оказания услуг
которых должны
быть созданы
результаты
интеллектуальной
деятельности
4Приказ
Минпромторга
России
от 20.02.2016 № 467
28.04.2016-Оказание услуг выставочной
и ярмарочной деятельности.

Оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию
и ремонту автотранспортных
средств.

Поставка продукции
радиоэлектронной
промышленности,
судостроительной
промышленности,
авиационной техники
46.52
30.1
30.3
При любом размере
НМЦК
Структура типового контракта

Типовой контракт (типовые условия) состоит из двух частей:

1) постоянной, которая не подлежит изменению (подп. «а» п. 7 Правил);

2) переменной, предполагающей возможность (подп. «б» п. 7 Правил):

  • выбора одного или нескольких вариантов условий из предлагаемого исчерпывающего перечня;
  • включения в контракт информации об условиях конкретной закупки с указанием их содержания и порядка его определения.
В каких случаях применять

Типовые контракты и условия применяют только при определении поставщика открытыми способами.

Согласно п. 14 Правил утвержденные типовые контракты заказчики обязаны применять в следующих случаях:

  • подготовка извещений, а также приглашений принять участие в закрытой процедуре;
  • подготовка проектов контрактов;
  • заключение контракта с единственным поставщиком.
ВНИМАНИЕ
До утверждения типовых условий контрактов заказчики вправе разрабатывать их самостоятельно (ч. 6 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).
При отсутствии в ЕИС типовых контрактов и типовых условий регионы могут самостоятельно утверждать их
для обеспечения собственных нужд (ч. 7, 8 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).
Однако такие контракты и условия нельзя применять с момента, когда типовые контракты и условия утвердят федеральные органы и разместят в ЕИС (ч. 9 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).

К приказу с шаблонами в обязательном порядке оформляют информационную карту (п. 8 Правил). Именно в этом документе можно найти параметры применения типовых контрактов.

Расскажем, что надо сделать для того, чтобы начать использовать готовые образцы контрактов.

Первый шаг — проверить закупаемого товара, работы, услуги по кодам ОКПД2 и ОКВЭД2. Если показатели в информационной карте и данные, характеризующие конкретную закупку, соответствуют, то специалист контрактной службы должен составить проект контракта и заключить его по типовой форме. С 1 января 2017 г. сверить данные надо будет и по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Второй шаг — соотнести НМЦК вашей процедуры с предельным значением диапазона. Если начальная цена попадает в диапазон, указанный в информационной карте, то шаблоны — обязательны к применению.

Кроме того, информационная карта может содержать иные показатели, которые помогут определить необходимость использования типовых контрактов (подп. «в» п. 16 Правил).

ВАЖНО!
Условие применения типовых контрактов, типовых условий контрактов — одновременное соответствие всех показателей (код закупки по ОКПД2 и ОКВЭД2, размер НМЦК, иные показатели).
Когда можно не применять

Типовые контракты в ряде случаев можно не применять. Эти случаи предусмотрены в пп. 15, 18 Правил, а также в ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

К исключениям относятся:

  • закупки за наличный расчет, если иное не предусмотрено показателями в информационной карте (подп. «а» п. 18 Правил);
  • запрос котировок для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства (ст. 75 Закона № 44-ФЗ);
  • запрос котировок для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме и нормального жизнеобеспечения граждан (ст. 76 Закона № 44-ФЗ);
  • запрос предложений для заключения контракта на поставку спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта (п. 2 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ);
  • заключение федеральным органом исполнительной власти с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами ее территории (п. 3 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ);
  • закупки услуг по защите интересов РФ в случае подачи физическими или юридическими лицами в судебные органы иностранных государств (международные суды и арбитражи) исков к РФ. При необходимости привлечения российских или иностранных специалистов, экспертов и адвокатов (п. 10 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ);
  • закупки у единственного поставщика, определенного указом или распоряжением Президента РФ;
  • закупки у единственного поставщика в случаях, предусмотренных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ отдельными пунктами. А именно:
    - п. 4 (до 100 тыс. руб.);
    - п. 5 (до 400 тыс. руб.);
    - п. 9 (аварии и ЧС);
    - п. 15 (посещение зоопарка, театра, музея, цирка);
    - п. 17 (контракт с конкретным физлицом на создание произведения искусства);
    - п. 26 (служебная командировка);
    - п. 28 (лекарственные препараты по решению врачебной комиссии);
    - 33 (преподавательские услуги);
    - 34 (лечение россиянина за рубежом).
ВАЖНО!
Обратите внимание! Все перечисленные выше исключения работают, только если необходимость применять типовой контракт не указана напрямую в информационной карте.

Кроме того, типовые контракты и требования можно не применять к контрактам с единственным поставщиком, заключенным на основании других пунктов, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ:

  • п. 1 (у естественных монополий);
  • п. 8 (водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение);
  • п. 20 (визиты иностранных делегаций);
  • п. 21 (обеспечение деятельности объектов госохраны);
  • п. 23 (содержание и ремонт нежилых помещений);
  • п. 29 (договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком);
  • п. 40 (закупки для органов внешней разведки);
  • п. 41 (закупки для органов ФСБ);
  • п. 44–45 (закупка библиотеками права доступа к зарубежным базам данных, содержащим индексы научного цитирования);
  • п. 46 (закупка для нужд оперативно-разыскной деятельности).

В этих случаях контракт можно заключить в любой форме, предусмотренной ГК РФ.

Учтите, что приведенный перечень напрямую не поименован в Правилах. Это наиболее сложная для понимания часть исключений. Но в ней надо разобраться во избежание претензий контролирующих органов.

Обратимся к ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ. Она говорит о том, что при заключении контракта по пп. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44–46 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ требования ч. 11 ст. 34 Закона № 44-ФЗ заказчик может к контракту не применять. А в ч. 11 ст. 34 Закона № 44-ФЗ как раз и говорится об условиях применения типовых контрактов.


Эксперты справочной системы «Госзаказ» e-gz.ru