ещё
свернуть
Все статьи номера
4
Апрель 2019года
ЗАКАЗЧИКУ
Обзор практики

Как не превратить дополнительные требования в излишние

Как начался спор: контракт без локальной сметы не подтверждает опыт

Заказчик разместил извещение об электронном аукционе на капитальный ремонт дворовых территорий многоквартирных домов. В документации прописали не только единые, но и дополнительные требования к участникам на основании постановления Правительства от 04.02.2015 № 99 (далее — постановление № 99). Претенденты на контракт должны были представить документы о наличии аналогичного опыта работы по предмету контракта. Строители должны были подтвердить, что уже исполнили один контракт на реконструкцию и капремонт объектов капитального строительства за последние три года до даты подачи заявки. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов НМЦ контракта, на право заключить который проводят закупку.

Чтобы подтвердить опыт, участники должны были прикрепить к заявке копию исполненного контракта или договора, копию актов выполненных работ, которые включают все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Акты должны указывать стоимость исполненного контракта, за исключением случая, если документы подает застройщик, который непосредственно занимается строительством. Все документы должны быть подписаны не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Также участник предоставляет копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, за исключением случаев, когда разрешение не выдается в соответствии с градостроительным законодательством.

Аукционная комиссия рассмотрела первые и вторые части заявок участников и составила протоколы. Одну из заявок признали не соответствующей требованиям, так как участник не подтвердил опыт (п. 2 ч. 6 ст. 69 Закона № 44-ФЗ). Оказалось, что организация предоставила контракт без локальных сметных расчетов. Комиссия расценила контракт как документ, который не подтверждает опыт участника.

Важно

Верховный суд считает, что закон не ставит возможность признать сделку недействительной от факта ее исполнения.

Участник не согласился с решением комиссии и обратился с жалобой. Но затем строители решили отозвать свою жалобу. Тем не менее контролеры изучили информацию и назначили внеплановую проверку, которая закончилась предписанием. Комиссию признали нарушившей часть 7 статьи 69 Закона № 44-ФЗ. Заказчику предписали отменить итоговый протокол и повторно рассмотреть вторые части заявок с учетом выявленных нарушений. Информацию о принятом решении направили заказчику и разместили в ЕИС.

Однако к этому времени заказчик успел заключить контракт с победителем закупки. Поэтому УФАС обратилось с требованием признать контракт недействительным в арбитражный суд.

В суде заказчик пытался доказать, что признание торгов и контракта недействительными имеет смысл, если это восстановит нарушенные права и законные интересы участника. Учреждение предоставило суду информацию, что стороны уже исполнили контракт на 90 процентов. В такой ситуации применить последствия признания недействительности сделки невозможно. Однако суд посчитал иначе.

Когда ФАС вправе обратиться с иском об отмене торгов

Антимонопольный орган вправе обратиться в суд с иском о признании торгов недействительными при условии, что такие торги относятся к обязательным процедурам в соответствии с законодательством. К отмене торгов могут привести нарушения, которые регламентирует законодательство о защите конкуренции (ч. 4 ст. 17 Закона № 135-ФЗ). Недействительность торгов ведет к отмене договора, который стороны заключили по результатам таких торгов (п. 2 ст. 449 ГК).

Важно

Суд может отменить торги и контракт, даже если подрядчик практически выполнил работы (определение Верховного суда от 28.01.2016 № 301-ЭС15-12618).

В рассматриваемом случае закупочные процедуры по правилам Закона № 44-ФЗ были для администрации обязательными. Следовательно, ФАС вправе обратиться с соответствующим иском в арбитражный суд.

Заказчик вправе признать заявку несоответствующей, если участник не представил нужные документы, предоставил недостоверные сведения или сам не отвечает требованиям документации (ч. 6 ст. 69 Закона № 44-ФЗ). Других оснований, чтобы отклонить заявку, закон не установил.

Если заказчик проводит закупку строительных работ по кодам 41.2, 42, 43 (кроме 43.13) ОКПД2, то вправе требовать от участников подтвердить их опыт и деловую репутацию. Правило работает, если цена контракта превышает 10 млн руб. (п. 2 приложения № 1 постановления № 99).

ФАС установила, что заказчик предъявил дополнительные требования по правилам части 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Объект закупки — работы по ОКПД2 42.11.20.000: работы строительные по строительству автомагистралей, дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог.

Чтобы подтвердить опыт, участник в составе второй части заявки представил копию контракта, справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3, акты выполненных работ по форме КС-2, акт приемки-сдачи выполненных работ. Суд решил: ФАС обоснованно считает, что участник выполнил все требования заказчика и подтвердил успешный опыт. При этом стоимость выполненных работ также отвечала размеру, который установило постановление № 99.

Тот факт, что в заявке не было локальной сметы, не относится к нарушениям со стороны участника. Тем более заказчик не прописал требование предоставить такие документы в извещении.

Суд заключил, что решение аукционной комиссии нарушает Закон № 44-ФЗ и постановление № 99. Это привело к ущемлению прав и интересов участника, а также повлияло на определение победителя закупки. Такое нарушение относится к существенным нарушениям процедуры торгов, поэтому контракт между заказчиком и победителем недействителен.

Что делать на практике

Если проводите закупку на стройку или ремонт объектов капитального строительства, уделите максимальное внимание разделу с требованиями к участникам. Пропишите единые и дополнительные требования, а также перечень подтверждающих документов максимально подробно. Заказчик вправе требовать копии исполненных контрактов и акты к ним. Однако не стоит отклонять заявку за такие недочеты, как отсутствие сметных расчетов. Так делать не стоит, даже если в самом контракте есть ссылка на такие локальные сметы. Стоимость работ в таком случае проверяйте по актам выполненных работ.